Тема урока.
Символический образ тюрьмы в лирике
М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный
рыцарь», «Сосед»
Цели урока:
-образовательные:
анализируя стихотворения в единстве формы и содержания, дать
представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта; продолжить
работу по формированию литературоведческой культуры;
-воспитательные:
продолжить работу по формированию вдумчивого и размышляющего
читателя, уважительного отношения к мнению (позиции) одноклассников, воспитание
нравственных качеств личности
-развивающие:
развивать умение слушать, анализировать, сопоставлять; развивать
монологическую речь, умение давать оценку услышанному.
Словарная работа.
Лирический герой - условный образ в лирике. Обычно близок к самому
автору(но не тождественный ему). Лирический герой выражает не только личные
переживания поэта, но и , как всякий образ, содержит в себе обобщение.
Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на
историческую, обычно легендарную тему.
Оформление кабинета.
На экране репродукции пейзажных работ М.Ю.Лермонтова.
На доске таблица «Краткая летопись жизни и творчества
М.Ю.Лермонтова»
Ход урока.
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня.
М.Ю.Лермонтов «Узник»
1.
Слово учителя.
Характеристика 30-х годов, судьба «потерянного
поколения».
2.
Выразительное чтение подготовленным учеником
стихотворения «Пленный рыцарь».
3.
Словарная работа.
Забрало
Рыцарь
Бойница
4.
Анализ стихотворения по строфам.
Стихотворение, написанное в жанре рыцарской
баллады, лишено внешнего сюжета, все внимание автора сосредоточено на динамике
духовной жизни лирического героя.
Первая строфа.
Основной прием-антитеза. Выписываем в тетрадь
заложенные в стихотворении противопоставления.
1.Вольные птицы
|
1. Пленник(невольник)
|
2. Верх
|
2. Низ
|
3. Небо
|
3. место «под окошком темницы».
Знаменателен предлог «под»: по сравнению с местоположением пленника окошко
темницы и то недоступно высоко. Что же говорить о небе!
|
4. Птицы играют (подчеркнуто
активное действие)
|
4. пленник молча сидит (абсолютное
бездействие)
|
5. Птицы именно «играют»(
подчеркивается беззаботность, радость бытия)
|
5. пленник подавлен, его
настроение определяется двумя словами: «больно» и «стыдно»
|
Обобщая ответы учащихся, делаем выводы (обращаем
внимание, что такое объяснение, толкование дает один из лучших исследователей
творчества Лермонтова Ю.М.Лотман в книге «В школе поэтического слова. Пушкин.
Лермонтов. Гоголь.»).
Герой («рыцарь») находится внизу («под окошком
темницы»), в тюрьме, над ним-«синее небо», взор узника устремлен снизу вверх.
Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно...
Противопоставление свободы и неволи дается как
антитеза тюрьмы(низа) и неба (верха), темного и синего. Небу посвящена только
одна строка:
В небе играют все вольные птицы.
Но эта строка насыщена для Лермонтова
символикой. Птицы в небе в поэзии Лермонтова- дневные эквиваленты звезд. И тем
и другим устойчиво приписывается «игра».
Игра здесь-то радостное, счастливое состояние
бесконечной свободы и веселья, которое в поэзии Лермонтова свойственно детям и
блаженным душам.
Птицы и звезды имеют один общий признак - они свободны.
Наконец, и те, и другие принадлежат небу-пространству,
символизирующему в поэзии Лермонтова чистоту, свободу и причастность к высшим
ценностям.
Каково настроение лирического героя?
Глядя на играющих в небе птиц( автор
подчеркивает этим образом беззаботность, радость бытия), пленник испытывает
подавленное настроение, которое определяется двумя словами «больно» и «стыдно».
Вторая строфа.
Чтение подготовленным учеником стихотворения «Молитва»
Что происходит с лирическим героем стихотворения
«Молитва»?
Уходят тяжелые мысли,
приходят слезы облегчения и веры Почему лирический герой «Пленного рыцаря»
отвергает «грешную» молитву?
Он не желает примирения с действительностью;
его воспоминаниями владеет музыка битвы, что ныне не допустимо, а надежды
связаны со смертью, о чем молиться - грех.
Почему рыцарь вспоминает « старинные битвы», а не
вчерашние?
Герой «чужой» эпохи, древних рыцарских времен. В
нынешней эпохе он задыхается.
Третья, четвертые строфы. Найдите
противопоставления.
Прежняя воля - тюрьма
Ратное железо - тюремный камень
Что связано с прошлым, а что с настоящим?
В прошлом - тяжелый меч, железный панцирь -
боевое снаряжение. В настоящем: панцирь - стены тюрьмы, забрало - решетка на
окне, щит - дверь темницы. Это отгородило рыцаря от мира «тревог и битв».
Пятая строфа
Почему рыцарь призывает смерть?
Это обретение свободы, единственной ценности, к которой
он стремится.
Каким представляет герой свой финал? Каким
настроением и почему проникнуты последние строчки?
Лирический герой привык искать смерти. Его дух
угнетен, но не сломлен. Звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.
Обращаем внимание: в стихотворении всего 12 глаголов, причем 4 из
них расположены в последних двух строчках, действие которых происходит уже за
порогом смерти. С чем это связано? (Глагол обозначает действие. Тюрьма для
пленного рыцаря-бездействие, что равносильно смерти. Смерть же несет
освобождение, иллюзию бытия).
5.
Работа с
таблицей «Краткая летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова»
Как складывалась жизнь Лермонтова в 1840 году,
в год написания стихотворения «Пленный рыцарь»?
И.Андронников, исследователь творчества Лермонтова, писал о
стихотворении «Пленный рыцарь», написанном в1840 году: «Судьба пленного рыцаря-
это как судьба самого Лермонтова, прекрасно понимавшего, что новая ссылка
грозит ему неизбежной гибелью»
6. СТИХОТВОРЕНИЕ «СОСЕД»
Чтение стихотворения «Сосед» подготовленным учеником.
Работа с учебником ( стр. 149-150). Слова Белинского об этом
стихотворении.
7. Чтение подготовленным учеником стихотворения Пушкина «Узник»
Задание: выделите черты сюжетного сходства и различия.
А.С.Пушкин «Узник»
|
М.Ю.Лермонтов «Сосед»
|
Лирический герой-узник. Внутренний диалог с соседом
|
|
Взгляд лирического героя устремлен к окну, в небо - там
свобода
|
Взгляд лирического героя упирается в стену - бесысходность
|
«Давай улетим»
|
«И мысли далеко несутся»
|
Вера в свободу
|
Слезы безысходной тоски и примирение с судьбой
|
8.
С какой целью на экране весь урок пейзажные
работы, выполненные Лермонтовым?
9.
Самостоятельная работа.
1)
Какое чувство объединяет лирических героев
стихотворений «Сосед» и «Пленный рыцарь» (тоска по воле. Для лирического героя,
как и поэта, свобода - главный принцип бытия личности и главный критерий
ценности жизни вообще)
2) Чем
по идейному содержанию отличаются эти стихотворения?
10. Домашнее
задание.
Прочитать поэму «Мцыри», подготовить
выразительное чтение отрывка (по выбору учащегося)
Комментариев нет:
Отправить комментарий