вторник, 11 ноября 2014 г.

Тема урока. Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед»




Тема урока.
Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный
рыцарь», «Сосед»
Цели урока:
-образовательные:
анализируя стихотворения в единстве формы и содержания, дать представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта; продолжить работу по формированию литературоведческой культуры;
-воспитательные:
продолжить работу по формированию вдумчивого и размышляющего читателя, уважительного отношения к мнению (позиции) одноклассников, воспитание нравственных качеств личности
-развивающие:
развивать умение слушать, анализировать, сопоставлять; развивать монологическую речь, умение давать оценку услышанному.
Словарная работа.
Лирический герой - условный образ в лирике. Обычно близок к самому автору(но не тождественный ему). Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и , как всякий образ, содержит в себе обобщение.
Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Оформление кабинета.
На экране репродукции пейзажных работ М.Ю.Лермонтова.
На доске таблица «Краткая летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова»
Ход урока.
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня. М.Ю.Лермонтов «Узник»
1.      Слово учителя.
Характеристика 30-х годов, судьба «потерянного поколения».
2.      Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Пленный рыцарь».
3.      Словарная работа.
Забрало
Рыцарь
Бойница
4.      Анализ стихотворения по строфам.
Стихотворение, написанное в жанре рыцарской баллады, лишено внешнего сюжета, все внимание автора сосредоточено на динамике духовной жизни лирического героя.
Первая строфа.
Основной прием-антитеза. Выписываем в тетрадь заложенные в стихотворении противопоставления.
1.Вольные птицы
1. Пленник(невольник)
2. Верх
2. Низ
3. Небо
3. место «под окошком темницы». Знаменателен предлог «под»: по сравнению с местоположением пленника окошко темницы и то недоступно высоко. Что же говорить о небе!
4. Птицы играют (подчеркнуто активное действие)
4. пленник молча сидит (абсолютное бездействие)
5. Птицы именно «играют»( подчеркивается беззаботность, радость бытия)
5. пленник подавлен, его настроение определяется двумя словами: «больно» и «стыдно»

Обобщая ответы учащихся, делаем выводы (обращаем внимание, что такое объяснение, толкование дает один из лучших исследователей творчества Лермонтова Ю.М.Лотман в книге «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.»).
Герой («рыцарь») находится внизу («под окошком темницы»), в тюрьме, над ним-«синее небо», взор узника устремлен снизу вверх.
Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно...
Противопоставление свободы и неволи дается как антитеза тюрьмы(низа) и неба (верха), темного и синего. Небу посвящена только одна строка:
В небе играют все вольные птицы.
Но эта строка насыщена для Лермонтова символикой. Птицы в небе в поэзии Лермонтова- дневные эквиваленты звезд. И тем и другим устойчиво приписывается «игра».
Игра здесь-то радостное, счастливое состояние бесконечной свободы и веселья, которое в поэзии Лермонтова свойственно детям и блаженным душам.
Птицы и звезды имеют один общий признак - они свободны.
Наконец, и те, и другие принадлежат небу-пространству, символизирующему в поэзии Лермонтова чистоту, свободу и причастность к высшим ценностям.
Каково настроение лирического героя?
Глядя на играющих в небе птиц( автор подчеркивает этим образом беззаботность, радость бытия), пленник испытывает подавленное настроение, которое определяется двумя словами «больно» и «стыдно».
Вторая строфа.
Чтение подготовленным учеником стихотворения «Молитва»
Что происходит с лирическим героем стихотворения «Молитва»?
Уходят тяжелые мысли, приходят слезы облегчения и веры Почему лирический герой «Пленного рыцаря» отвергает «грешную» молитву?
Он не желает примирения с действительностью; его воспоминаниями владеет музыка битвы, что ныне не допустимо, а надежды связаны со смертью, о чем молиться - грех.
Почему рыцарь вспоминает « старинные битвы», а не вчерашние?
Герой «чужой» эпохи, древних рыцарских времен. В нынешней эпохе он задыхается.
Третья, четвертые строфы. Найдите противопоставления.
Прежняя воля - тюрьма
Ратное железо - тюремный камень
Что связано с прошлым, а что с настоящим?
В прошлом - тяжелый меч, железный панцирь - боевое снаряжение. В настоящем: панцирь - стены тюрьмы, забрало - решетка на окне, щит - дверь темницы. Это отгородило рыцаря от мира «тревог и битв».
Пятая строфа
Почему рыцарь призывает смерть?
Это обретение свободы, единственной ценности, к которой он стремится.
Каким представляет герой свой финал? Каким настроением и почему проникнуты последние строчки?
Лирический герой привык искать смерти. Его дух угнетен, но не сломлен. Звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.
Обращаем внимание: в стихотворении всего 12 глаголов, причем 4 из них расположены в последних двух строчках, действие которых происходит уже за порогом смерти. С чем это связано? (Глагол обозначает действие. Тюрьма для пленного рыцаря-бездействие, что равносильно смерти. Смерть же несет освобождение, иллюзию бытия).
5.  Работа с таблицей «Краткая летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова»
Как складывалась жизнь Лермонтова в 1840 году, в год написания стихотворения «Пленный рыцарь»?
И.Андронников, исследователь творчества Лермонтова, писал о стихотворении «Пленный рыцарь», написанном в1840 году: «Судьба пленного рыцаря- это как судьба самого Лермонтова, прекрасно понимавшего, что новая ссылка грозит ему неизбежной гибелью»
6.  СТИХОТВОРЕНИЕ «СОСЕД»
Чтение стихотворения «Сосед» подготовленным учеником.
Работа с учебником ( стр. 149-150). Слова Белинского об этом стихотворении.
7. Чтение подготовленным учеником стихотворения Пушкина «Узник» Задание: выделите черты сюжетного сходства и различия.
А.С.Пушкин «Узник»
М.Ю.Лермонтов «Сосед»
Лирический герой-узник. Внутренний диалог с соседом
Взгляд лирического героя устремлен к окну, в небо - там свобода
Взгляд лирического героя упирается в стену - бесысходность
«Давай улетим»
«И мысли далеко несутся»
Вера в свободу
Слезы безысходной тоски и примирение с судьбой

8.   С какой целью на экране весь урок пейзажные работы, выполненные Лермонтовым?
9.   Самостоятельная работа.
1)  Какое чувство объединяет лирических героев стихотворений «Сосед» и «Пленный рыцарь» (тоска по воле. Для лирического героя, как и поэта, свобода - главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще)
2)  Чем по идейному содержанию отличаются эти стихотворения?
10.  Домашнее задание.
Прочитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение отрывка (по выбору учащегося)

Комментариев нет:

Отправить комментарий