воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Дополнительный материал к заданию 24



Дополнительный материал к заданию 24
Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с по­мощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что требуется от учащихся при выполнении этого задания: зная, какими бывают изобразительно-выразительные средства языка, восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: изобрази­тельно-выразительные средства русского языка.
1.      Тропы - слова и выражена, используемые автором текста в переносном значении.

Название тропа
Что понимается под этим тропом
Пример употребления этого тропа в художественном тексте
ЭПИТЕТ
Это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным.
Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
(А. С. Пушкин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А. С. Пушкин)
Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.
Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.
Лед неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар
лежит (Н.А. Некрасов)
МЕТАФОРА
Перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства
В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката (И.А. Бунин)
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло;
Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), то есть город- порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.



A)    название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде
Б) имя автора заменяет название его произведения
B)   название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте
Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека
Я три тарелки съел (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. С. Пушкин). Я прочи­тал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!», (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА
Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот
A)     единственное число употреб­ляется вместо множественного
Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного
B)   родовое понятие вместо видо­вого
Г) видовое понятие вместо родо­вого
И слышно было до рассвета, как ли­ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)
Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)
Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
Раздирает рот зевота шире Мекси­канского залива (В.В. Маяковский)
В сто тысяч солнц закат пылал (В. В. Маяковский).
ЛИТОТА
Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов)
ИРОНИЯ
Скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному
Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И.Крылова).
ПЕРИФРАЗА
Замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора.
Царь зверей (вместо лев)
Братья наши меньшие (вместо животные)
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)

2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
Название фигуры речи
Что понимается под этой фигурой речи
Пример употребления этой фигу­ры речи в художественном тексте
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов.
Антитеза часто создается с по­мощью антонимов.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русъ! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ
Обратный порядок слов
Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ
А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯЩАЯ
Расположение слов или выраже­ний по нарастанию или убыва­нию их значения (смыслового или эмоционального)
Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием зна­чимости
Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значи­мости
Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.
Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой)
Все грани чувств, все грани прав­ды
Стёрты в мирах, в годах, в часах.
(А. Белый)
ОКСЮМОРОН
Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу
Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более
А все Кузнецкий мост и вечные французы....
Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сход­ных слов в начале строф или близко расположенных фраз
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, ко­гда снега метут, Жди, когда жа­ра, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА
Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких ря­дом стоящих конструкций
Я не знаю, где граница Между Се­вером и Югом, Я не знаю, где гра­ница Меж товарищем и другом! (М. Светлов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н. Гоголь)

РИТОРИЧЕСКИЙ
ВОПРОС
Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Во­прос, на который не ожидается ответа.
Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ
ОБРАЩЕНИЕ
Эмоциональное обращение к лю­дям, непосредственно не участ­вующим в общении, или к не­одушевленным объектам.
Люди мира, бережно относитесь к природе!
Звездочки ясные, звезды высо- кие!Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)
ЭЛЛИПСИС
Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПОВТОР
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния.
Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ
Одинаковое синтаксическое по­строение соседних предложе­ний, одинаковое расположение в них сходных членов предложе­ния
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.
(М. Ю. Лермонтов)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
(А. С. Пушкин)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛО­ЖЕНИЯ
Перечисляемые действия, пред­меты, признаки.
Были это веселые, сильные и сме­лые люди! (М. Горький)

3. Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков
Быстро лечу я по рельсам чугун­ным. Думаю думу свою. (Н. Не­красов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных
Морозом выпитые лужи хру­стят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Примечание:
1)   Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лекси­ческие средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.
2)   В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы- слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопостав­лены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - би­рюком.
1)     Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.
2)     Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
3)     Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
4)     В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).
5)     Перенесите ваш ответ в бланк ответов № 1:
         каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами;
         при записи ответов запятые и пробелы не используются.

1 комментарий:

  1. Спасибо.Без таблицы ничего бы не получилось.

    ОтветитьУдалить