Дополнительный материал к
заданию 24
Формулировка
задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью
которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что требуется от учащихся при
выполнении этого задания: зная, какими бывают изобразительно-выразительные
средства языка, восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью
которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что следует знать учащимся
для правильного выполнения этого задания: изобразительно-выразительные
средства русского языка.
1. Тропы - слова и выражена, используемые автором текста в
переносном значении.
|
A)
название сосуда используется в значении
того, что содержится в этом сосуде
Б) имя автора заменяет название
его произведения
B)
название места действия заменяет
название людей, находящихся в этом месте
Г) деталь
внешности или одежды употребляется вместо наименования человека
|
Я три тарелки съел (И.А.
Крылов) Выпил всю бутылку.
Читал охотно Апулея, а Цицерона
не читал (А. С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с
красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!», (В.В. Маяковский)
|
|
СИНЕКДОХА
|
Разновидность метонимии, когда
название части употребляется вместо названия целого или наоборот
A)
единственное число употребляется
вместо множественного
Б) множественное число употребляется
вместо единственного
B)
родовое понятие вместо видового
Г) видовое
понятие вместо родового
|
•
И слышно было до рассвета, как
ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А.
С. Пушкин)
Ну что ж, садись, светило (т.е.
солнце). (В. Маяковский)
Пуще всего
береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
|
ГИПЕРБОЛА
|
Излишнее
преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
|
Раздирает рот
зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский)
В сто тысяч
солнц закат пылал (В. В. Маяковский).
|
ЛИТОТА
|
Чрезмерное
преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления
|
Ваш шпиц,
прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов)
|
ИРОНИЯ
|
Скрытая
насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному
|
Отколе, умная,
бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И.Крылова).
|
ПЕРИФРАЗА
|
Замена названия
предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на
характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.
|
Царь зверей
(вместо лев)
Братья наши
меньшие (вместо животные)
Автор «Героя нашего
времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)
|
2. Фигуры речи - особые
синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
|
РИТОРИЧЕСКИЙ
ВОПРОС
|
Вопрос, который
ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к
тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа.
|
Что день грядущий
нам готовит?
|
РИТОРИЧЕСКОЕ
ОБРАЩЕНИЕ
|
Эмоциональное
обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным
объектам.
|
Люди мира,
бережно относитесь к природе!
Звездочки
ясные, звезды высо- кие!Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)
|
ЭЛЛИПСИС
|
Пропуск
сказуемого, придающий речи динамизм.
|
Мы села - в
пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)
|
ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПОВТОР
|
Намеренное
повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности,
выразительности высказывания.
|
Казалось, все в
природе уснуло: спала трава, спали деревья,
спали облака!
|
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ
|
Форма изложения,
при которой чередуются вопросы и ответы
|
Что делать? Не
знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
|
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
|
Одинаковое
синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в
них сходных членов предложения
|
Гляжу на
будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.
(М. Ю. Лермонтов)
В синем небе
звезды блещут,
В синем море
волны хлещут.
(А. С. Пушкин)
|
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
Перечисляемые
действия, предметы, признаки.
|
Были это
веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький)
|
3. Звукопись - игра
звуками для усиления выразительности.
|
Примечание:
1)
Следует отличать лексические и синтаксические
средства выразительности. Лексические средства - это тропы, а синтаксические - фигуры
речи.
2)
В широком смысле к средствам выразительности
также относятся:
Синонимы -
близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные
(= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только
в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы-
слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная,
Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные
(= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены
по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
Фразеологизмы
- устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном
смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Диалектизмы - слова,
употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с
греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку
- векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.
1)
Внимательно прочитайте список
изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.
2)
Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
3)
Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте,
какие средства выразительности пропущены в нем.
4)
В случае затруднения можно воспользоваться
приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не
могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не
риторический вопрос...»).
5)
Перенесите ваш ответ в бланк ответов № 1:
•
каждую цифру пишите в отдельной клеточке в
соответствии с приведенными в бланке образцами;
•
при записи ответов запятые и пробелы не используются.
Спасибо.Без таблицы ничего бы не получилось.
ОтветитьУдалить