суббота, 1 ноября 2014 г.

задание в формате ЕГЭ №1.


Разработчик тестов А.Г.Нарушевич.
Вариант № 1
1.                   Прочитайте текст.
Пульсары — слабые источники космического излучения, всплески которого следуют друг за другом с очень медлен­но изменяющимся периодом. Наиболее вероятное объясне­ние пульсара даёт теория вращающегося «маяка». Соглас­но данной теории, пульсар представляет собой враща­ющуюся звезду, излучающую узкий пучок радиоволн. Наблюдатель, попадающий в этот пучок, видит периодиче­ски повторяющиеся импульсы радиоизлучения. В теории «маяка» период пульсара равен периоду вращения звезды. Эта модель объясняет и многие другие данные наблюде­ний, в частности медленное увеличение периода является следствием замедления вращения звезды.
В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.       Теория «маяка»,объясняющая периодически повторяющиеся всплески космического излучения пульсаров, дала толчок к открытию существования нейтронных звёзд.
2.       Теория «маяка», согласно которой пульсар представля­ет собой вращающуюся звезду, объясняет увеличение пе­риода пульсара ускорением вращения звезды.
  1. Согласно теории «маяка», пульсар представляет собой вращающуюся звезду, излучающую узкий поток радио­волн, а период вращения звезды соответствует периоду пульсара.
  2. Теория «маяка» объясняет существование пульсаров — слабых источников космического излучения, всплески ко­торого следуют друг за другом с неизменной периодично­стью.
2. Прочитайте текст.
Трансформация экономики в обществах постиндустриаль­ных столь же радикальна. Экономика перестаёт выпол­нять только приспособительную функцию в том виде, как это было характерно для индустриальной стадии её разви­тия. Теперь она стремится приспособить всю окружающую её глобальную среду к собственным целям.
В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.                  Постиндустриальное общество радикально трансформи­рует экономику.
2.                  Экономика продолжает выполнять приспособительную функцию и в постиндустриальном обществе, как это дела­ла на индустриальном этапе развития.
3.                  Экономика в результате радикальной трансформации уже перестаёт выполнять только приспособительную функ­цию, а стремится приспособить к своим целям всю окру­жающую среду.
4.                  Экономика разрушает границы государств, создаёт транснациональные корпорации, тем самым подчиняя сво­им целям окружающую её среду.
3.                   Прочитайте текст.
В то время как в верхних слоях снежного покрова тем­пература понижается до -10° и -20°, в толщах снега, при­легающих к земле, сохраняются температуры, близкие к 0° (примерно -2°). Таким образом, в снежном покрове толщиной Даже в 40—50 см возникает разница в темпера­турах между верхними слоями снега и слоями, располо­женными у земной поверхности. Вследствие этой разницы температур в нижних слоях снега начинается движение водяных паров и испарение снега. Постепенно нижняя тол­ща снега разрыхляется, теряет устойчивость и превраща­ется в толщу лавиноопасного снега.
В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.                  Причиной возникновения лавин является более холод­ный и рыхлый нижний слой снежного покрова.
2.                  Возникновение лавин связано с разницей температуры в верхних и нижних слоях снежного покрова.
3.                  Разница температур вызывает испарение части снега из нижнего слоя и образование рыхлого снега.

4.                  В снежном покрове толщиной даже 40—50 см возни­кает разница в температурах между верхними слоями сне­га и слоями, расположенными у земной поверхности.

Прочитайте текст.
Азбучная истина о том, что вода замерзает при 0 градусов, не распространяется на морскую воду. Из-за растворённых солей она остаётся жидкой и при отрицательной темпера­туре. Только охлаждённая ниже минус 1,9 градуса Цель­сия, она начинает переходить в твёрдое состояние. Правда, это касается только воды с нормальной океанической солё­ностью. Если же в ней растворено не 35 граммов соли на килограмм, а меньше, то она станет замерзать при бо­лее высокой температуре. Так, Азовское море, солёность которого равна 12 промилле, замерзает при 0,6 градуса ниже нуля, а Белое море (солёность его 25 промилле) — при 1,4 градуса ниже нуля.

В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.       Морская вода с нормальной солёностью начинает пере­ходить в твёрдое состояние при температуре 1,9 градуса ниже нуля.
2.       Температура замерзания воды в Азовском море ниже, чем температура замерзания воды в Белом море.
3.       Морская вода и при 0 градусов остаётся в жидком со­стоянии.
4.       Чем выше солёность морской воды, тем ниже темпера­тура её замерзания.

Прочитайте текст.
Борьба между сторонниками двух гипотез происхождения лунных кратеров — вулканической и метеоритной — по­лучила название «Столетней войны». Согласно вулканиче­ской гипотезе, которую выдвинул в 80-х гг. XVIII в. не­мецкий астроном Иоганн Шретер, кратеры возникли в ре­зультате грандиозных извержений на поверхности Луны. В 1824 г. его соотечественник Франц фон Груйтуйзен предложил метеоритную теорию, объяснявшую происхож­дение кратеров падением метеоритов. По его мнению, при таких ударах происходит продавливание лунной поверх­ности.
Лишь через 113 лет, в 1937 г., российский студент Ки­рилл Петрович Станюкович (будущий доктор наук и про­фессор) доказал, что при ударах метеоритов с космиче­скими скоростями происходит взрыв, в результате кото­рого испаряется не только метеорит, но и часть пород в месте удара. Метеоритная теория является теперь обще­принятой.
В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.       Полёты к Луне американских космических аппаратов окончательно подтвердили справедливость метеоритной теории, которая сегодня является общепринятой.
2.       Борьба между сторонниками двух гипотез происхожде­ния лунных кратеров — вулканической и метеоритной — получила название «Столетней войны».
3.       Из двух теорий, объяснявших происхождение лунных кратеров, верной оказалась метеоритная теория.
4.       Русский учёный Кирилл Петрович Станюкович обосно­вал метеоритную теорию происхождения лунных крате­ров.

2 комментария: