среда, 12 ноября 2014 г.

Викторина "Поэт золотого века"



Ведущий: сегодня вновь мы обратимся к жизни и творчеству А.С.Пушкина - великого поэта Золотого века.
1. Разминка.
Назовите произведения, из которых приводятся данные строки:
1. Дела давно прошедших дней,
    Преданья старины глубокой ...

2. Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя...

3. Друзья мои, прекрасен наш союз!

4. И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал ...
Ответы: 1. "Руслан и Людмила". 2. "Борис Годунов". 3." 19 октября" 4."Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
Перед вами портреты А.С.Пушкина художников
1.       Ореста Кипренского.
2.       Василия Тропинина.
3.       Петра Соколова.
4.       Ильи Репина.


Вопрос 1: Какой из этих портретов принадлежит кисти В. Тропинина? На портрете Пушкин изображен в домашней обстановке: просторный халат, рубашка с открытым воротом, вокруг шеи платок.
Ответ: № 3
Вопрос 2: К кому из художников А.С.Пушкин обратился со словами:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз.
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя, как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
Ответ: №1 Орест Кипренский.
Вопрос 3. Одна из картин, которые вы видите на слайде, написана двумя художниками. Назовите эту картину и её авторов.
Ответ: №4 Картина Ильи Репина “Пушкин у моря ”. Перед отъездом из Крыма Пушкин прощается с морем. Он стоит на скале, ветер развевает его
плащ, волны брызгами рассыпаются у самых ног. Это здесь, сейчас родятся строки: “Прощай, свободная стихия!” на этой картине Репин создал вдохновенный образ поэта, но художник не считал себя мастером морских пейзажей и попросил известного мариниста написать море. Назовите имя этого знаменитого художника.(Иван Константинович Айвазовский). Корней Чуковский позже вспоминал, как И.Репин отзывался об этой картине: “Дивное море написал Айвазовский.... И я удостоился намалевать там фигурку”.
Второй тур викторины посвящен любовной лирике А.С.Пушкина.
Пред вами портреты женщин, которых знал и любил поэт. Одними он увлекался, с другими дружил, откровенничал, писал послания в их альбомы, восхищался талантом и красотой третьих. Итак, вы видите портреты
1.       Анны Алексеевны Олениной.
2.       Анны Петровны Керн.
3.       Натальи Николаевны Гончаровой.
4.       Марии Николаевны Волконской.

Благородство и величие поэта измеряется его отношением к женщине. А.С.Пушкин, обращаясь к наградившей его любовью женщине, говорит: “Дай вам Бог любимой быть другим”.
Вопрос 1. Кому из этих прекрасных дам посвящено стихотворение:
Я вас любил, любовь ещё быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Ответ: Анне Алексеевне Олениной, дочери президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Это в её альбом Пушкин записал одно из своих прекрасных лирических признаний.
Вопрос 2. Кому посвящены пушкинские строки:
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ответ: стихотворение “Мадонна” посвящено Н.Н.Гончаровой-Пушкиной, жене и другу, глубокой и нежной любви поэта.
Вопрос 3. Женщину, о которой сейчас пойдет речь, Пушкин увидел в доме Олениных в Петербурге, в 1819 году. Она оставила в душе поэта сильное и яркое впечатление. Встреча с ней в 1825 году в период Михайловского заточения, в “печальной деревенской глуши” вызвала в поэте, по его признанию, чувства глубокие и мучительные. Пушкин увековечил эту женщину гениальными строками одного из своих лучших лирических стихотворений. Поэт встречался с этой женщиной и позднее в Петербурге, питал к ней искренние чувства и принимал живое участие в её судьбе. Кто эта дама и какое стихотворение посвятил ей Пушкин?
Ответ: А.П.Керн “Я помню чудное мгновенье ”
Звучит стихотворение А.С.Пушкина “На холмах Грузии... ” (1 вариант)
Вопрос 4. Кому посвящено это стихотворение?
Ответ: М. Н. Волконской,
В первой главе “Путешествия в Арзрум ’’ Александр Сергеевич с грустью вспоминает о поездке на Кавказ вместе с семьей генерала Раевского девять лет тому назад. Имен его дочерей Пушкин не упоминает, но известно, что он был влюблен в Марию (об этом говорят и рисунки поэта, и строки, посвященные ей). Прошли годы, и Мария Николаевна, став женою декабриста С.Волконского, отправилась вслед за ним в Сибирь. Многие видели в этом жертву (отказ от беззаботной жизни, прав состояния и т.д.).
Пушкин знал содержание записки генерала Н.Н.Раевского, адресованной дочери; “...Молю Бога за тебя, жертву невинную, да укрепит твою душу, да утешит твое сердце! ”
Таким образом, есть основания полагать, что первый вариант стихотворения посвящен М.Н.Волконской. К такому выводу пришел ученый С.М.Бонди, проведя подробное исследование черновиков А. С.Пушкина.
Тема третьего тура - лицейские друзья Пушкина. Перед вами их портреты:
1.      Антон Дельвиг.
2.       Иван Пущин.
3.       Вильгельм Кюхельбекер.


Вопрос 1. Одному из лицейских друзей А.С.Пушкина русский писатель Ю. Тынянов посвятил роман. Кому именно?
Ответ: это Вильгельм Карлович Кюхельбекер, роман Тынянова “Кюхля ”. Судьба к этому человеку была ещё несправедливей, чем. к его товарищам. 14 декабря 1825 года, среди тех, кто вышел на Сенатскую площадь, был и Кюхельбекер. После поражения восстания он был приговорен к смертной казни, замененной каторгой. Почти 10 лет провел он в крепости, в одиночной камере, затем - больной, полуслепой - доживал свой век в сибирской ссылке. На протяжении многих лет в сознании потомков Кюхельбекер жил как поэт - неудачник, как фигура во многом, комическая, чему способствовали его внешний облик и странный характер. Он был длинным, и тощим, руки вечно вылезали из рукавов, глаза будто рвались из орбит. Его пылкость, восторженность, неловкость застенчивость, непрактичность вызывали с юных лицейских лет насмешки и розыгрыши даже у тех, кто его искренне любил за бескорыстность и чистоту, верность дружбе и высокие духовные стремления.
Однажды Пушкин сочинил от имени Жуковского эпиграмму:
За ужином объелся я
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
                                                                                                     
Обидчивый Кюхельбекер вызвал автора на дуэль. Пушкин не хотел этой дуэли, но отказываться было нельзя. На дуэли неловкий Кюхельбекер прострелил фуражку своего секунданта.
Вопрос 2. Кто был секундантом Кюхельбекера в этой дуэли?
Ответ: Антон Дельвиг. “Никто на свете не был мне ближе Дельвига”,- писал Пушкин в одном из писем. Быть может, это преувеличение? Ведь письмо было послано сразу после смерти Дельвига. Однако, переписка, воспоминания современников, все факты, дошедшие до нас, свидетельствуют именно об этом: никто не был ближе Дельвига. В 1825 году Пушкин написал:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой, ты голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Вопрос 3. Это был любимец всего лицея, один из самых близких друзей Пушкина. Он совмещал в себе благородство и чувствительность с мужеством, тонкое честолюбие с добродушием и скромностью. Гвардейский офицер, затем судья Московского надворного суда, он становится видным участником декабрьского движения с его начальных этапов до самого декабря. Верховный уголовный суд отнес его к “первому разряду государственных преступников” и осудил на 20 лет каторги.
В первый же день своего прибытия в читинский острог он получил поэтическое послание Пушкина, переданное поэтом с женой декабриста Н.М. Муравьева. Послание начиналось словами: “Мой первый друг, мой друг бесценный!”. Назовите имя этого человека.
Ответ: И. И. Пущин
5 .Подведение итогов викторины, награждение победителей

ЭССЕ "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК" СЛИНКИНА АНАСТАСИЯ



ЭССЕ "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК"
СЛИНКИНА АНАСТАСИЯ
Иван Константинович Айвазовский - один из крупнейших русских живописцев XIX века. Родился Айвазовский 29 (17 по старому стилю) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о маньчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки. Он рос в Феодосии, и самые яркие впечатления были связаны с морем; наверное, потому и посвятил он изображению моря все свое творчество.
Удивительно мастерство художника. С одинаковой силой и убедительностью он умел передать яростный шторм и тихую гладь моря, блеск сверкающих на воде солнечных лучей и рябь дождя, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн.
“Движение живых стихий неуловимы для кисти, - говорил Айвазовский, - писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Он был убежден, что “человек, не одаренный памятью, сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда”. Сам он постоянно наблюдал море, но почти никогда не рисовал с натуры.
Тематическое содержание «Девятого вала» построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного, живописного воплощения образа.
На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Над бушующим океаном вставало солнце. Его лучи открыли настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал ночной мрак. Пенятся огромные волны, еще вздымаются их яростные гребни. Одна из этих волн самая высокая. Ее зовут девятый вал. А на первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькая группа людей.
Неистовству стихии художник противопоставил мужество и отвагу людей, спасающихся на обломке мачты после кораблекрушения. Гребни валов поднимаются над их головами.
Со страшной силой и гневом она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые, измученные, они судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели. Тема борьбы человека со слепым могуществом стихии чрезвычайно характерна для живописи романтизма.
Художник нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина наполнена глубоким внутренним звучанием. Она полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов неба и зеленого, синего и фиолетового — воды. Яркая, красочная гамма картины звучит ликующим, радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки.
Еще вчера утром их корабль вышел из гавани в открытый океан. Был ясный, солнечный день, чистая лазурь неба. Спокойная ширь океана, неведомым берегам. Но к вечеру поднялся ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. Океан заволновался.
Ослепительные молнии прожигали небо. Громовые раскаты сотрясали воздух. Валы поднялись кругом, непрерывный круговорот валов. Они все ближе и ближе обступали корабль и наконец дружно ринулись в атаку на него. Только вспышки молний освещали эту смертельную схватку с грозной стихией. Гул громовых ударов и ревущих валов заглушал треск ломающегося корабля и крики людей, погибающих в морской пучине. И те, чьи сердца были преисполнены мужеством, решили не сдаваться. Несколько друзей держались все время вместе, не потеряли друг друга, даже когда тонул корабль. Они вцепились в обломки корабельной мачты, в грохочущем хаосе ободряли друг друга и поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра...
Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль. В его картине действительно бушует ветер и волнуется море. Могучим усилием воображения и творческой памяти он создал правдивый и впечатляющий образ разгневанной природы.
С поразительной точностью уловлены в картине мотивы движения. Все в ней охвачено стремительным порывом — и бегущие облака, и вспененные воды, и судорожно прижавшиеся к мачте фигуры людей. Это единство движения сообщает образу особую законченность и цельность.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

вторник, 11 ноября 2014 г.

Тема урока. Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед»




Тема урока.
Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный
рыцарь», «Сосед»
Цели урока:
-образовательные:
анализируя стихотворения в единстве формы и содержания, дать представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта; продолжить работу по формированию литературоведческой культуры;
-воспитательные:
продолжить работу по формированию вдумчивого и размышляющего читателя, уважительного отношения к мнению (позиции) одноклассников, воспитание нравственных качеств личности
-развивающие:
развивать умение слушать, анализировать, сопоставлять; развивать монологическую речь, умение давать оценку услышанному.
Словарная работа.
Лирический герой - условный образ в лирике. Обычно близок к самому автору(но не тождественный ему). Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и , как всякий образ, содержит в себе обобщение.
Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Оформление кабинета.
На экране репродукции пейзажных работ М.Ю.Лермонтова.
На доске таблица «Краткая летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова»
Ход урока.
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня. М.Ю.Лермонтов «Узник»
1.      Слово учителя.
Характеристика 30-х годов, судьба «потерянного поколения».
2.      Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Пленный рыцарь».
3.      Словарная работа.
Забрало
Рыцарь
Бойница
4.      Анализ стихотворения по строфам.
Стихотворение, написанное в жанре рыцарской баллады, лишено внешнего сюжета, все внимание автора сосредоточено на динамике духовной жизни лирического героя.
Первая строфа.
Основной прием-антитеза. Выписываем в тетрадь заложенные в стихотворении противопоставления.
1.Вольные птицы
1. Пленник(невольник)
2. Верх
2. Низ
3. Небо
3. место «под окошком темницы». Знаменателен предлог «под»: по сравнению с местоположением пленника окошко темницы и то недоступно высоко. Что же говорить о небе!
4. Птицы играют (подчеркнуто активное действие)
4. пленник молча сидит (абсолютное бездействие)
5. Птицы именно «играют»( подчеркивается беззаботность, радость бытия)
5. пленник подавлен, его настроение определяется двумя словами: «больно» и «стыдно»

Обобщая ответы учащихся, делаем выводы (обращаем внимание, что такое объяснение, толкование дает один из лучших исследователей творчества Лермонтова Ю.М.Лотман в книге «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.»).
Герой («рыцарь») находится внизу («под окошком темницы»), в тюрьме, над ним-«синее небо», взор узника устремлен снизу вверх.
Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно...
Противопоставление свободы и неволи дается как антитеза тюрьмы(низа) и неба (верха), темного и синего. Небу посвящена только одна строка:
В небе играют все вольные птицы.
Но эта строка насыщена для Лермонтова символикой. Птицы в небе в поэзии Лермонтова- дневные эквиваленты звезд. И тем и другим устойчиво приписывается «игра».
Игра здесь-то радостное, счастливое состояние бесконечной свободы и веселья, которое в поэзии Лермонтова свойственно детям и блаженным душам.
Птицы и звезды имеют один общий признак - они свободны.
Наконец, и те, и другие принадлежат небу-пространству, символизирующему в поэзии Лермонтова чистоту, свободу и причастность к высшим ценностям.
Каково настроение лирического героя?
Глядя на играющих в небе птиц( автор подчеркивает этим образом беззаботность, радость бытия), пленник испытывает подавленное настроение, которое определяется двумя словами «больно» и «стыдно».
Вторая строфа.
Чтение подготовленным учеником стихотворения «Молитва»
Что происходит с лирическим героем стихотворения «Молитва»?
Уходят тяжелые мысли, приходят слезы облегчения и веры Почему лирический герой «Пленного рыцаря» отвергает «грешную» молитву?
Он не желает примирения с действительностью; его воспоминаниями владеет музыка битвы, что ныне не допустимо, а надежды связаны со смертью, о чем молиться - грех.
Почему рыцарь вспоминает « старинные битвы», а не вчерашние?
Герой «чужой» эпохи, древних рыцарских времен. В нынешней эпохе он задыхается.
Третья, четвертые строфы. Найдите противопоставления.
Прежняя воля - тюрьма
Ратное железо - тюремный камень
Что связано с прошлым, а что с настоящим?
В прошлом - тяжелый меч, железный панцирь - боевое снаряжение. В настоящем: панцирь - стены тюрьмы, забрало - решетка на окне, щит - дверь темницы. Это отгородило рыцаря от мира «тревог и битв».
Пятая строфа
Почему рыцарь призывает смерть?
Это обретение свободы, единственной ценности, к которой он стремится.
Каким представляет герой свой финал? Каким настроением и почему проникнуты последние строчки?
Лирический герой привык искать смерти. Его дух угнетен, но не сломлен. Звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.
Обращаем внимание: в стихотворении всего 12 глаголов, причем 4 из них расположены в последних двух строчках, действие которых происходит уже за порогом смерти. С чем это связано? (Глагол обозначает действие. Тюрьма для пленного рыцаря-бездействие, что равносильно смерти. Смерть же несет освобождение, иллюзию бытия).
5.  Работа с таблицей «Краткая летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова»
Как складывалась жизнь Лермонтова в 1840 году, в год написания стихотворения «Пленный рыцарь»?
И.Андронников, исследователь творчества Лермонтова, писал о стихотворении «Пленный рыцарь», написанном в1840 году: «Судьба пленного рыцаря- это как судьба самого Лермонтова, прекрасно понимавшего, что новая ссылка грозит ему неизбежной гибелью»
6.  СТИХОТВОРЕНИЕ «СОСЕД»
Чтение стихотворения «Сосед» подготовленным учеником.
Работа с учебником ( стр. 149-150). Слова Белинского об этом стихотворении.
7. Чтение подготовленным учеником стихотворения Пушкина «Узник» Задание: выделите черты сюжетного сходства и различия.
А.С.Пушкин «Узник»
М.Ю.Лермонтов «Сосед»
Лирический герой-узник. Внутренний диалог с соседом
Взгляд лирического героя устремлен к окну, в небо - там свобода
Взгляд лирического героя упирается в стену - бесысходность
«Давай улетим»
«И мысли далеко несутся»
Вера в свободу
Слезы безысходной тоски и примирение с судьбой

8.   С какой целью на экране весь урок пейзажные работы, выполненные Лермонтовым?
9.   Самостоятельная работа.
1)  Какое чувство объединяет лирических героев стихотворений «Сосед» и «Пленный рыцарь» (тоска по воле. Для лирического героя, как и поэта, свобода - главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще)
2)  Чем по идейному содержанию отличаются эти стихотворения?
10.  Домашнее задание.
Прочитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение отрывка (по выбору учащегося)